SWOT-анализ

Фото: swot

SWOT-анализ

swot анализ

Новая редакция проекта ISO 9001:2015 будет более бизнесориентированной и принесет ощутимые преимущества использующим ее организациям, поскольку в ней отражены изменения в сложной и динамичной среде, в которой работают организации.
С появлением проекта ISO 9001:2015 заговорили о контексте организации, понимании ее внутренней и внешней среды, действиях по реагированию на риски и возможности. В принципе, это не новые понятия для организаций, однако теперь они введены в виде требований стандарта, в связи с чем возникает вопрос: что за этим стоит и как реагировать на требования?
Часть специалистов предложили SWOTанализ в качестве инструмента, который может быть использован в ответ на требования стандарта. Несомненно SWOTанализ является отличным инструментом для стратегического планирования и принятия решений. Он позволяет проанализировать конкретную ситуацию с разных сторон, помогает в принятии правильных и адекватных решений.

Что такое SWOTанализ?

SWOTанализэто инструмент для принятия важных стратегических решений путем выявления сильных и слабых сторон организации, угроз и возможностей внешний среды, в которой она работает.
Название SWOT представляет собой аббревиатуру следующих слов:

S (Strenghts)сильные стороны;
W (Weaknesses)слабые стороны;
O (Opportunities)возможности;
T (Threats)угрозы.
Основными целями при применении SWOTанализа являются:

  • максимальное использование преимуществ организации и сведение к минимуму влияния недостатков;
  • использование возможностей и избегание угроз среды.

Как применяется SWOTанализ?

Для достижения поставленных целей необходимо подробно рассмотреть четыре элемента SWOTанализа:

1. Сильные стороныконкретные особенности организации, которые составляют ее конкурентное преимущество перед остальными организациями в данной отрасли. Это могут быть конкретные знания, патенты, большая доля рынка, условия ценообразования, доступ к ресурсам, навыки для реализации инноваций и многое другое.

2. Слабые стороныособенности организации, которые ей мешают в достижении своих целей, снижают эффективность. Это может быть отсутствие достаточной компетенции, ограниченность ресурсов, плохая репутация, ограниченный ассортимент, низкое качество, устаревшие технологии, отсутствие финансовых ресурсов и т.д.

3. Возможностиусловия, которые приводят к развитию организации: технологические изменения, рыночные ниши, изменение государственного регулирования, налоговые льготы, низкие торговые барьеры, отсутствие агрессивных конкурентов и т.д.

4. Угрозытрудности, которые ставят под угрозу рыночные позиции организации. Это может быть появление нового конкурента, изменение ожиданий потребителей, политическая нестабильность, экономические кризисы, низкий рост рынка и т.д.

Сильные и слабые стороны, представляют собой часть внутренней среды организации. Это те аспекты, на которые организация может непосредственно влиять и контролировать.

Возможности и угрозы являются частью внешней среды, над которыми организация не имеет влияния и контроля, но они должны быть учтены.

Требования для подобного рода анализа мы можем видеть в разделе 4.1 новой версии ISO 9001, который затрагивает тему понимания контекста организации. Понимание предполагает выявление тех внутренних и внешних аспектов организации, которые необходимы для достижения поставленных целей и движения в стратегическом направлении. Примечания к этому пункту дают четкое понимание по определению внутренней и внешней среды организации.
К анализу внешней среды мы можем отнести требования раздела 4.2, где рассматриваются потребности и ожидания заинтересованных сторон.

4.1 Понимание организации и ее контекста(условий функционирования)

Организация должна выявить внешние и внутренние факторы(обстоятельства), которые имеют отношение к ее целям и ее стратегическим направлениям развития и которые влияют на ее способность достигать результатов, намеченных в ее системе менеджмента качества.

Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации, относящийся к этим внешним и внутренним факторам (обстоятельствам).

Примечание 1: Пониманию внешнего контекста может способствовать рассмотрение и анализ проблем, относящихся к юридической, технологической, культурной, социальной и экономической областям, к сфере конкуренции и рынка, на международном, национальном, региональном или местном уровне.

Примечание 2: Пониманию внутреннего контекста может способствовать учет вопросов, связанных с ценностями, культурой, знаниями и деятельностью организации.

Все это хорошо, но мы еще даже не добрались до самой важной части. Анализ не был бы полезным, если бы не приводил к выводам и решениям. Не случайно в разделе 6.1 рассматриваются действия, которые организации следует предпринять в отношении рисков и возможностей. Потому что недостаточно, просто определить их, необходимо принять конкретные меры.

6.1 Действия по реагированию на риски и выявление возможностей

6.1.1. При планировании в рамках системы менеджмента качества организация должна учесть обстоятельства, указанные в разделе 4.1, требования, указанные в разделе 4.2, и выявить риски и возможности, которые должны быть рассмотрены, чтобы:

  • обеспечить уверенность в том, что система менеджмента качества может достичь ожидаемого результата(ов);
  • предотвратить или уменьшить возможные нежелательные последствия,
  • обеспечить постоянное улучшение.

6.1.2. Организация должна планировать:

  • действия по рассмотрению этих рисков и возможностей;

то, как она будет:

  • внедрять эти действия в процессы ее системы менеджмента качества (см.44) и реализовать их;
  • оценивать результативность этих действий

Действия, предпринятые в отношении рисков и возможностей, должны быть пропорциональны их потенциальному влиянию на соответствие продукции и услуг.

Примечание: Действия, касающиеся рисков и возможностей, могут включать в себя: избегание риска, использование риска в целях реализации возможности, устранение источника риска, изменение вероятности или последствий, передача риска или удержание риска на основе осознанного решения. 

Как нам помогает SWOTанализ?

Сбор информации по каждому из четырех элементов (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы) SWOTанализа дает ясность и перспективы для следующего этапапланирования. На основе данной информации, генерируются идеи, которые определяют конкретные цели и действия.

Для генерации идей могут быть использованы четыре стратегии, определенные на основе сочетания между отдельными элементами SWOTанализа:

  • стратегия «Maxi-Maxi» – основана на сильных сторонах и возможностях, стоящих перед организацией, цель состоит в том, чтобы извлечь максимальную пользу от них;
  • стратегия «MaxiMini» — сильные стороны организации используются для минимизации угроз;
  • стратегия «MiniMaxi» — умелое использование благоприятных возможностей и направление усилий на преобразование слабых сторон в сильные;
  • стратегия «MiniMini» — сведение к минимуму слабых сторон, что позволяет избежать угроз.
    Какая стратегия будет использоваться, и какие действия Вы будете планироватьэто вопрос выбора каждой организации. Будут ли в процессе планирования, организации использовать SWOTанализ или другой подходящий инструментэто тоже вопрос выбора. И этот выбор определяется не ISO 9001, а пониманием руководства и видением будущего развития организации.

А что должна сделать организация, чтобы достичь соответствия требованиям новой версии стандарта ISO 9001:2015, будет ясно в сентябре, когда ожидается его официальное опубликование.